05.02

Тема: С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки».
 Подготовка к восприятию произведения.Знакомство с биографией поэта.
– Какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите легкое имя Сергей Есенин?
– Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача – познакомиться со сведениями из биографии С. А. Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, каковы истоки поэзии Есенина.
Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии – расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах, прошло детство Сергея.
Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребенка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).
«Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая
частушкам.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю».
Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.
– Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?
Работа над содержанием текста.Работа с толковым словарем.Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Опостылеют, опостылеть – надоесть.
По задворкам (задворки) – часть крестьянского двора за домом, место за двором.
Разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной.
Бредем (синоним) – шагать.
Бредем домой – устали, медленно идем.
Салазки – маленькие деревянные ручные санки.
Загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих).
Первичное чтение произведения.
– Какое настроение оставило у вас стихотворение?
– Какими вам показались дети?
– На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?
– Случалось ли с вами подобное?
– О чем вспоминает поэт в этом стихотворении?
Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким
Сережей?
– С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?
 Повторное чтение и анализ произведения.
– Какие художественные средства использовал автор в своем произведении?
– Ребята, подберите синоним к слову «притворяться».
 Олицетворение: «время к полночи идет».
Сравнение: «загалдели (гуси)».
Притворяться (синоним) – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид.

– Подберите антоним к слову «загалдеть».
– Для чего использует автор данную лексику?
Загалдеть – замолчать.
Автор использует эти слова, чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения.

– Как бы вы прочитали стихотворение?
Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
Выполни тест.

Тест 05.02



Итог.Рефлексия.
 -Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?
– Выскажите ваше отношение к стихотворению.
– Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки?
– С каким чувством вы уходите с урока?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Comments