5 февраля

Тема: Р.Р.Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

 I.            Самоопределение к учебной деятельности

Где работают дружно,

А спорят по делу,

Там и сказке можно

Появиться смело!

 -Догадались, куда мы с вами сегодня на уроке отправляемся?  (в сказку).

-А поможет нам попасть в сказку художник - иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

-Где вы слышали это имя?  (на уроке литературного чтения, когда читали  «Сказку о царе Салтане…» А. С. Пушкина и рассматривали иллюстрации художника)

-Чтобы узнать сказку, о которой сегодня пойдёт речь, нужно  отгадать загадку:

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?  (лягушка,  из  сказки  «Царевна-лягушка»)

-Предположите, что будет являться предметом нашей с вами работы? (иллюстрации к сказке «Царевна - лягушка»)

II.            Постановка учебной задачи

-Сегодня мы будем писать сочинение по картине  художника – иллюстратора

 И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?  (учиться описывать картину, правильно строить предложения,  составлять текст и др.)

III.            Усвоение новых знаний и способов действий.

v  Ррассказ о жизни художника И. Я. Билибина.

-Давайте  сначала посмотрим на портрет художника и немного узнаем

...Жил-был художник. Звали его Иван Яковлевич Билибин.

  Он родился 4 августа 1876года в  с. Тарховка  (близ  Петербурга), в семье военного врача. Всю свою жизнь интересовался он русской историей, древнерусской живописью, народным искусством.

Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам


Работал  Билибин  над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка — составляло единое целое. Весь сюжет книги можно было рассказать по его иллюстрациям.

4.Рбота по картине.




-Рассмотрите более внимательно  репродукцию картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», найдите её в «Картинной галерее» учебника.


Рассмотри в "Картинной галерее" учебника репродукцию картины и ответь на вопросы упр.73.

-Какой эпизод из сказки изобразил художник? Расскажите.

-Прочитайте отрывок из сказки .

«Пустил свою стрелу младший брат - улетела стрела - никто не знает куда. Вот он шел-шел, дошел до грязного болота и видит, сидит на кочке лягушка-квакушка и его стрелу держит».

 

-Чем  интересна  картина?  Поделитесь своими впечатлениями.

- Опишите место, где происходит действие.

-Как попал сюда Иван-царевич?

- Можно ли догадаться, что это царский сын? Опишите одежду Ивана-царевича.

(длинный (народный русский) кафтан, подпоясан  кушаком, шапка с отворотом, сафьяновые сапоги, держит  лук…)

-Кого Иван – царевич  увидел перед собой?

-Как выглядит лягушка?

-Как вы думаете, какое настроение у Ивана-царевича? (удивлён, смотрит с грустью, опечален…)   -Почему?

-Опишите лягушку (маленькая, зелёная, совсем не красавица, держит стрелу в лапах, внимательно смотрит, жалостливый взгляд, словно что-то хочет сказать…)

-Какой стоит день? Какие краски выбрал художник для написания этой картины?( яркие краски,  много света…) 

 -Посмотрите внимательно, чем необычна эта картина? (похожа на  причудливый яркий ковёр; сказочно - праздничный декоративный стиль, затейливый узор, яркий орнамент с жуками, стрелами…)

5.  Повторение особенностей текста.

 -Какие виды текста вы знаете?  (текст - повествование, текст – рассуждение, текст – описание)

 - Какой текст  у нас должен получиться сегодня? (текст-описание)

 -Почему?

 -Какие вопросы можно поставить к тексту - описанию?  (какой?  Какая?...)

6.  Составление плана.

  чего всегда начинаем работу над сочинением? (с составления плана)

-Сколько частей должно быть? Какие? ( Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.)

-О чём будете писать во вступительной части?  (Какая картина перед нами; куда отправился Иван-царевич и т. д.)

-Как можно озаглавить эту  часть?  (удачные предложения  записывайте в тетрадь)

-Что вы будете описывать в основной части сочинения? (Ивана-царевича, лягушку, место действия, краски картины, настроение картины)

-На сколько пунктов  вы бы разделили основную часть? (можно на две:  описание  главных героев и описание красок картины)

- Как можно озаглавить эти части?  

-Чем закончите сочинение?  (можно выразить своё отношение к картине)

-Как озаглавите последнюю часть?

        




Сочинение по картине.  

Самостоятельная работа над сочинением.  (Письмо по плану и опорным словам)


7.           Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Закончите предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

-Оцените свою работу
Comments