01.02. Литературное чтение.

Тема: Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

 Сегодня у нас итоговый урок по разделу «Были-небылицы». Как вы думаете, какие цели и задачи можно поставить перед собой на сегодняшнем уроке? (Ещё раз повторить всё изученное, обобщить).

  1. Речевая разминка:

- Давайте для начала разработаем свой речевой аппарат с помощью скороговорки, мы должны произнести её быстро и грамотно.

Пошел Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шел через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.

- Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.

- С вопросительной интонацией.

- С восклицательной.

- С сердитой.

- С веселой.

- А теперь скороговоркой.



  1. Вспомните героев произведения, допишите.

Пашка – (.......), Петровна - (.......), Маша – (.......,.......), Чичкин – (...........), разбойница – (........). К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

  1. Когда у слона Томми был день рождения, к нему пришли много гостей, но мы никак не можем разобрать, кто пришёл, потому что все слоги перепутались, помогите собрать эти слоги. Перед вами карточки со слогами, соберите их в названия животных, пришедших на день рождения к слону.

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

(Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)



  1. Проверочный тест.Пишем в тетраде число.Ставим номер вопроса и букву.(7-а)

  1. 1.Кто встретился Евсейке на морском дне?

  1. а)Голотурии

  2. б)Сепии

  3. в)Рыба-меч

  4. г)Сифонофоры

  1. 2.Закончи предложение.

Глаза у рыб были круглые и скучные, как …

  1. а)алгебра

  2. б)математика

  3. в)русский язык

  4. г)цифры

  1. 3.Вставьте пропущенное слово.

Как он может жить на свете

Без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

. Хвосты свои!

  1. а)намочить

  2. б)раздвоить

  3. в)разделить

  4. г)обкромсать

  1. 4.Кто написал рассказ «Случай с Евсейкой»?

  1. а)В. В. Бианки

  2. б)К. Г. Паустовский

  3. в)А. И. Куприн

  4. г)М. Горький

  1. 5.Чья настоящая фамилия – Пешков?

  1. а)М. Горького

  2. б)А. И. Куприна

  3. в)К. Г. Паустовского

  4. г)Л. Н. Толстого

  1. 6.Как звали нянюшку из рассказа К. Г. Паустовского?

  1. а)Ивановна

  2. б)Николаевна

  3. в)Петровна

  4. г)Степановна

  1. 7.Чье прозвище – Чичкин?

  1. а)милиционера

  2. б)скворца

  3. в)воробьишки

  4. г)старого воробья

  1. 8.Что, по мнению мамы, делают люди от большой радости?

  1. а)смеются

  2. б)плачут

  3. в)прыгают и кричат

  4. г)рыдают и смеются

  5. 9.Найдите лишнее утверждение «Особенно отличается самый большой слон, он …»

  1. а)становится на голову, ногами вверх

  2. б)ходит по стеклянным бутылкам

  3. в)ходит по катящейся бочке

  4. г)переворачивает хоботом страницы большой картонной книги

  1. 10.С помощью какого лакомства слона завели в дом? Что это было?

  1. а)круглый фисташковый торт

  2. б)квадратный фисташковый торт

  3. в)треугольный ананасовый торт

  4. г)круглый банановый торт

  1. 11.Как звали куклу, с которой Надя познакомилась слона Томми?

  1. а)Соня

  2. б)Наташа

  3. в)Маша

  4. г)Матрешка

  1. 12. Работа с текстом.Прочитай текст. Придумай и напиши название. Раздели текст на четыре части, озаглавь их. Запиши план. 


    _____________________________________

    План.

    1._______________________________________________________

    2.________________________________________________________

    3._________________________________________________________

    4._________________________________________________________



. Текст:

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из – за леса выглядывает, вот – вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю – пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живёт, я её всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло ещё,  небо на том месте красное – красное. Тихо вокруг, только кто – то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» подождёт немножко, и опять «Ук!»

Кто же это такой? Я это крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошёл – и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

«Ага, - думаю, - значит здесь!» притаился я, стою тихо – тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» - и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю – лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я её, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у неё серая, а брюшко красное – красное, как небо над лесом, где зашло солнце. Посадил я её в карман, корзиночку с клюквой взял – и домой.

Итог урока.Самоценка.За что ты можешь себя похвалить?

- Удалось ли нам выполнить поставленные перед собой задачи?

Comments