29.01.

29.01.2016                            Тема : А. И. Куприн "Слон".

 Анализ прочитанного. Беседа по вопросам.
- Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
(Речь идет о здоровье, и даже жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки.)
-О чём это произведение?
(Тема. Счастье, здоровье, благополучие детей ).
(О силе родительской любви.)
(Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство).
-Зачем же русский писатель А. Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? На этот вопрос вы ответите в конце урока.
- Задача сегодняшнего урока постараться понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Ведь человеческая душа - самая большая загадка литературы.
-А сейчас,  вспомните, с чего начинается история?
(Маленькая девочка  Надя  заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы её вылечить доктора советовали родителям исполнять все её желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего. Живого слона. Надин папа отправился в зоопарк.)
- Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
 (Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей.)
- Желание маленькой девочки Нади увидеть слона- это каприз или мечта? Доказывай свое мнение, обращаясь к тексту.
(Вывод: Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.)
- Найдите и прочитайте описание слона.(стр. 35)
 
(Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину за­нимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых  складках.   Ноги „толстые,   как  столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как ло­пухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна.)
- Кто же так внимательно рассматривает слона? Надя? Автор?
(Поскольку слон сравнивается с изображением на картине, которую Надя видела, сопоставляется размеры слона с высотой двери, длиной столовой - можно заключить, что это именно взгляд Нади.)
-Каким было первое впечатление Нади от встречи со слоном? (с.35)
(Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного.
- Как девочка понимает “ дружбу со слоном?
(Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на “Вы”, интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)
-Какие эмоции испытывала Надя от общения с Томми? (с.36, с.37)
(Надя хохочет и хлопает в ладоши.
А девочка радостно хохочет).
-Как закончился необычный день? (с.39)
(Наступает вечер. Поздно. Девочке пора спать, Однако её невозможно оттащить от слона. Она и засыпает около него, и её уже сонную отвозят  в детскую. Она даже не слышит, как её раздевают.)
-Как закончилась эта история? (с.40)
(Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была ещё здо­рова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:
— Мо-лоч-ка!
Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.
Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:
— А слон?
Ей объясняют, что слон ушёл домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждёт её к себе в гости, когда она будет здорова. Девочка хитро улыбается и говорит:
— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!)
 
-Прочитайте пословицы.  Подумайте, можно ли их отнести к рассказу «Слон».
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами.
(В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)
8.Итог урока:
- Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель  Куприн придумал такую историю «СЛОН»?
(Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.)
- А вы как относитесь к своим родителям?
(……..)

 Домашнее задание:

-. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них. .Запишите в тетрадь .

Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.

- А о чем мечтаете вы?

Уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

VIII. Рефлексия.

- За что вы можете себя похвалить в данный момент?Выполните на полях тетради самооценку.

Comments