4в класс‎ > ‎

18.01.17

Русский язык
Тема:

Контрольный диктант «Зимний лес» с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Д/з ТПО,стр.4,упр.№3,4,5.



Математика

Тема:

Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием.

Стр.5 ,часть 2 ,№ 17,18,20,21

Д/з ТПО,стр.4,№4,5,6.


Литературное чтение


Тема:

Волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек".

В какой лес попал купец?

Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

-Как он понял, что нашёл тот самый цветок?

-Как должен был быть наказан купец?

-Почему он вернулся домой?

- Как встретили дочери отца?

-Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?

Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести

ответственность за свои поступки.)

- Составьте кластер – описание характера младшей дочери.

- Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

- Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?

-Как вы думаете , кто из героев сказки нравится самому автору?

Докажите.

-Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.

Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.

«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»

У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.

Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

-Чем старшие сёстры отличаются от младшей?

-Как поступки героинь помогают понять их характер?

- Составьте кластер – описание характера сестёр :старшей и средней

-На кого из героев вам хотелось бы  быть похожим? Обоснуйте свой ответ.

-Как вы думаете, почему автор решил , что цветочек должен быть алого цвета?

-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?

-В чём проявляется его волшебная сила?

-Найдите его описание в сказке.

-Вы знаете, что обозначает алый цвет?

*Работа с «Толковый словарь» Даля.

*В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета , называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских и оставлен здесь в дар людям.Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям, добрым, верным…

6) Работа над языком сказки.

- Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Аленький цветочек». Назовите их.( «Заклятый царевич», «Перышко Финиста ясна сокола».)

 -Чтение каких из этих сказок было интереснее?

  - Почему?( Сказка «Аленький цветочек» написана красивым, плавным языком.)

 - Да, ребята, сказка «Аленький цветочек» обработана писателем, и она вам понравилась больше. Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором? (Литературные сказки.)

 - А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек».

 -Можно ли назвать сказку«Аленький цветочек» волшебной сказкой?

 Докажите.( В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)

 - Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.

  «За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».

 1. «Поворотился он назад – нельзя идти, направо,

 налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».

 2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

 3. «Долго ли, мало ли времени».

 - Найдите сказочные выражения, которые описывают сказочные образы.

 ( «Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».)

 - Найдите сказочное выражение, которое может решить судьбу героя.

 ( «Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».)

 -Украшают сказку яркие образные выражения (эпитеты). Приведите примеры из сказки.

 1. Руки белые, красавица писаная…

 2. Палаты белокаменные, сады диковинные…

 - Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

 1. «Богатство – дело наживное».

 2. «Двух смертей не бывать, а одной не миновать».

 3. «От страха зуб на зуб не попадал».

 -Все это доказывает близость этой литературной сказки к народным сказкам. В сказке «Аленький цветочек» Аксаков собрал все лучшее из французских, арабских и славянских сказок, и, оказалось, она дорога русским детям.

7)Основная мысль сказки.

-Какова тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

- Так чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.






Проверка плана (слайд №4 смотреть ниже презентацию)

Д/з

Чтение по готовому плану,пересказ.( по вариантам)





ć
Наталья Артамонова,
17 янв. 2017 г., 11:33
Comments